пятница, 24 января 2014 г.

Записки 365. №4. Нимфоманка, vol.1.

Нимфоманка,  vol. 1,

Дания, Германия, Бельгия, Франция, 2013

Режиссер: Ларс фон Триер

Моя оценка - 8/10.


Первуя часть "Нимфоманки" Ларса фон Триера ждали. Теперь все ждут вторую часть. Любопытство побеждает, и хочется знать, как же закончит насмехаться над зрителями режиссер. А между тем, это очень внятное мизантропическое высказывание.
Помимо сексуальных сцен и провокации в сторону чрезмерной женской сексуальности, выплывает тема невыразимого страха одиночества. Джо, главная героиня, рассказывает незнакомому человеку свою биографию, которая строится на бесконечной перемене половых партнеров. Ее способность воспринимать окружающий мир проявляется через секс. Даже идею о трехголосной полифонии - когда три голоса ведут свою собственную партию, но вместе образуют гармонию - Джо осознает через сравнение голосов с тремя разными сексуальными партнерами. Заметьте, не мужчинами, где в классичесом понимании мужчина - это нечто большее, чем просто секс, а именно с партнерами. Здесь все наоборот: секс не есть пикантная часть любовных отношений. Любовь становится лишь ингридиентом, добавляющим пикантности в сексуально-гастрономическую кухню.
Безусловно, полифоничность - это метафора. Но это какая-то очень нарочитая метафора, и в фильме таких метафор много. Например, метафора рая и счастья - это как деревья и прогулки с отцом, положительные эмоции - это и есть отец, а его смерть - это боль, фригидность - это  мать, секс - это рыбалка или конфетки из пакетика.
Фильм основательно разложен по ячейкам, настолько разжеван и структурирован, что возникает впечатление, что тебя держат за полного идиота. И именно это возмущает больше, чем мужские гениталии на всю ширину экрана.
Триер перешел в какой-то схематичный мир, и считает, что все про людей уже давно понял. Он не задается вопросами, не терзается творческими муками, не сомневатеся, а точно подмечает и жестоко играет на человеческих слабостях. В его мире мы все погружаемся в совершенную бесчувственность и эмоциональное отупение. А для того чтобы почувствовать ну хотя бы что-то, мы вынуждены орать, заламывать руки и делать что-то страшное, о чем... о чем, впрочем, во второй части.

Комментариев нет: