понедельник, 3 ноября 2014 г.

Морфiй

Морфiй  

Режиссер: Алексей Балабанов

Россия, 2008

Моя оценка: 7/10

Трагичная история талантливого врача-морфиниста из Углической губернии происходит в момент революции. Революция как таковая проходит где-то лишь задним фоном, не вмешиваясь в жизнь деревенского фельдшера, двух сестер милосердия, новоприбывшего врача и крестьян из округи. Наверное, это первый фильм, который мне довелось посмотреть, где революция 1917 года, как исторически важный момент, никак не влияет на суть происходящего. Ведь стоит режиссеру написать 1917 в начале фильма, так обязательно будут на него рушиться беды, которые ставят его в роль жертвы обстоятельств. Ан-нет. Здесь-то доктор сам учудил, и нам Алексей Октябринович Балабанов это напомнил. Да, революция, ну и что? А морфинист - он и есть морфинист. Ведь пока еще докатятся до глубинки революционные мысли столиц... Да, и что они наркоману?

Мне показалось, что деление фильма на новеллы, в стиле названий глав немого кино, нарушают целостность фильма, потому что местами частят, иногда рвут временную ткань, потому что всякий раз между сценами, разделенными этими главами, проходит разное количество времени. Как это часто бывает в фильмах Балабанова, здесь есть сцены, смотреть которые не хочется, но показывают. И направшивается вопрос - зачем? Не забываем, фильм про врача, и сцены врачебной практики в нем присутствуют соответсвенно. Хотя в целом фильм отлично передает атмосферу как будто бы немого кино, из которого режиссер черпает свое вдохновение. Об этом свидетельствует и небольшое количество диалогов, и особая музыкальная ткань с романсами Вертинского, да и финальная сцена, которая происходит в зале синематографа - прямое признание в любви именно раннему периоду киноискусства. Так же как и в фильме "Про уродов и людей", и в "Трофиме", Алексей Балабанов ведет со зрителем и с самим собой диалог, покручивая ручку киноаппарата и размышляя в кино о кино. А не хроника ли все это? А правда ли? А может пригрезилось?..

Комментариев нет: